четверг, 16 апреля 2015 г.

Кредит Нарциссу

Зарубежные психологи выдвинули гипотезу о том, что легкий доступ к банковским кредитам развивает нарциссизм, так как заемные ресурсы позволяют человеку просто и быстро почувствовать себя успешным и состоятельным. Портал Банки.ру разбирался, насколько состоятельной может быть такая теория, применима ли она к России и как банки пользуются "нарциссическими слабостями" действующих и потенциальных клиентов.

Метод сопоставления

Недавно доктор психологических наук из американского Университета Эмори Эмили Бьянчи опубликовала в журнале Psychological Science результаты исследований экономических условий развития нарциссизма. Ученый предложила американцам, родившимся в период с 1947 по 1994 год, ответить на четыре десятка личностных вопросов, которые нацелены на оценку уровня нарциссизма. Результаты личностных опросов психолог сопоставила с официальными статистическими данными по уровню безработицы и экономического развития в периоды, когда респонденты выходили на работу в возрасте от 18 до 25 лет. Изучив личности и биографию более полутора тысяч добровольцев, психолог выдвинула предположение, что люди склонны более высоко оценивать свои таланты, заслуги и собственную уникальность при благоприятной экономической ситуации. Сравнительно низкий уровень нарциссизма продемонстрировали американцы, начинавшие работать в экономически неблагоприятные периоды.

Израильский психолог и писатель Сэм Вакнин также отмечает, что грандиозное мышление нарцисса приводит его к мысли о том, что он должен иметь или имеет больше денег, чем у него есть на самом деле. Это может привести к безрассудным, зачастую компульсивным расходам. "В эмоциональном словаре нарцисса деньги символически приравниваются к любви. Будучи лишенным достаточной любви в раннем детстве, нарцисс постоянно вынужден искать ее заменители. Деньги для такого человека символически представляются высшим заместителем любви", - рассказал Вакнин порталу Банки.ру. По словам эксперта, большинство нарциссических черт личности так или иначе манифестируются в отношении человека к деньгам.

Культура потребления

"Патологический нарциссизм во многом является культуральным феноменом, равно как и психическим расстройством. В культурах тех обществ, где потворствуют приобретению и выставлению напоказ символов благополучия и благосостояния, показному потреблению, амбициозности, жесткой конкуренции и индивидуализму, деньги начинает символизировать принятие, принадлежность, успех, любовь и счастье. В таких обществах доступность кредитов является важным способом обеспечения нарциссического удовлетворения личности, а также позволяет людям избежать нарциссических травм", - пояснил Сэм Вакнин.

Психоаналитический психотерапевт, член Восточно-Европейской конфедерации психоанализа Татьяна Тихонова развивает мысль, полагая, что доступность кредитов не столько развивает нарциссизм, сколько позволяет "заштопывать" нарциссические раны. "Действительно, большой процент людей с помощью кредитов компенсирует какие-то свои дефициты. Есть и люди, которые не озабочены вещизмом, но тенденция такова, что процент последних сейчас может быть меньше, чем раньше", - говорит эксперт. По ее словам, возможность взять деньги в кредит позволяет компенсировать чувство собственной неполноценности.

Склонность использовать заемные деньги исходит из практически беспредельной жадности, формирующейся в результате ранних детских нарушений психики, создавая психологические раны в душе человека. "В более позднем возрасте недостаток внимания или любви компенсируется, заменяется вещами, машинами. Такую жадность, однако, никогда невозможно утолить", - предупреждает Тихонова.

Результаты зарубежных исследований также применимы и к России, поскольку принципы психического функционирования по большей части универсальны для всех людей независимо от культуры, считает эксперт. "Если учесть, что Россия в какой-то степени ориентируется на Европу, то тут нет существенных расхождений, психические закономерности, в принципе, одинаковы. Кроме того, наша страна принимает культуральное влияние развитого Запада, - утверждает Тихонова. - Поэтому я бы даже сказала, что в нашей стране это более выражено, что связано с особенностями исторического развития России и длительным периодом дефицита товаров". Вкупе указанные факторы стимулируют людей демонстрировать свое материальное положение различными способами, хотя в большинстве европейских стран хвастовство богатством считается дурным тоном, добавляет собеседник Банки.ру.

А банки-то не знают...

Банки и производители потребительских товаров используют глубинные человеческие желания, потворствуют гедонизму и иногда даже доводят людей и самих себя до самопоражения и самоуничтожения, убежден Сэм Вакнин.

Между тем банкиры едва ли осознанно влияют на психику и поведение своих действующих и потенциальных клиентов. Такого мнения придерживается и Татьяна Тихонова.

"Понятно, что банки заинтересованы в спросе на кредитные продукты, поэтому прибегают к определенного рода манипуляции. В то же время в этом вопросе многое зависит и от самого человека - насколько он сможет сопротивляться настойчивому предложению банков. Есть ведь люди, которые "ведутся" на рекламные и продающие заявления банков. Задеваются глубинные тонкие мотивы, потребности. Конечно, манипуляция происходит не в прямой форме, банки подспудно транслируют сообщение: посмотрите, как надо жить", - рассуждает Тихонова.

Именно люди с высоким уровнем нарциссизма более склонны поддаваться воздействию подобного рода пропаганды, так самость такого человека весьма зависима от внешнего мнения. "Человек, у которого слабый внутренний стержень и которому постоянно сообщают, что и как делать (а если он ведет себя иначе, то он "лузер"), будет стараться поддерживать иллюзию своего высокого статуса", - поясняет эксперт. В этом вопросе очень важно то, насколько каждый человек умеет самостоятельно давать оценки себе и окружающему, заключает Тихонова.

Михаил ТЕГИН, Banki.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий