Эти цифры "Российской газете" назвали в Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). И сделали вывод: сейчас закредитованность - главная проблема в сфере защиты прав российских потребителей.
Россияне все реже жалуются на некачественные продукты питания. К этому у нас уже все привыкли, говорят эксперты. Все больше жалоб приходит по сделкам, связанным с квартирами, машинами и кредитами. "Российская газета" накануне Всемирного дня защиты прав потребителя, который отмечается сегодня, спросила профильные организации о самых популярных темах обращений.
"Самые активные споры сейчас касаются страховок, кредитов, услуг", - рассказал "РГ" председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По его словам, россияне все чаще жалуются на более "денежные" проблемы. Например, на кредиты с реальной ставкой под 800 процентов годовых или махинации со страховками. Просроченная сметана или творог с пальмовым маслом могут стоить покупателю 50 рублей, а кредит в 20 тысяч рублей при таком же размере заработной платы - это куда страшнее, рассуждает Янин. Часто это приводит к тому, что человек оказывается в долговой кабале на долгие годы.
Причем, у государства есть опыт решения подобных проблем, говорит эксперт. В 2008 году удалось справиться со скрытыми комиссиями банков. Началось все с проверки прокуратурой одного из основных игроков на рынке розничного кредитования, закладывавшего в договоры двойную скрытую комиссию. А затем удалось принять и требование, согласно которому банки обязаны указывать в договорах полную стоимость кредитов. Со всеми скрытыми наценками и комиссиями.
А вот в обществе защиты прав потребителей "Резонанс" не видят четкой тенденции на увеличение количества "дорогих" обращений. Сюда приходит много и тех, и других, рассказывает член правления организации Григорий Решетов. Тем не менее, он констатирует рост числа жалоб на недобросовестных продавцов автомобилей. "Например, распространены случаи, когда под видом дополнительного оборудования продавались устройства, которые и так входят в базовую комплектацию", - рассказывает эксперт.
Стало больше претензий и по качеству строительных работ. Предположительно, это связано с тем, что стройматериалы за последние два года сильно подорожали в связи с ростом курса доллара. И строители, стараясь сдерживать цены, покупают более дешевые расходники.
На вопрос об универсальных советах для потребителей, Григорий Решетов перечисляет несколько пунктов. Во-первых, покупателя часто подводит спешка. Внимательно прочитать договор, задать дополнительный вопрос - все это может уберечь от потери денег и времени.
Во-вторых, заподозрив неладное, нужно тут же обращаться к профессионалам. Правильно оформленный случай нарушения прав потребителя - залог успеха в дальнейших разбирательствах. Перечень некоммерческих организаций, где можно получить бесплатную консультацию, приведен на сайте Роспотребнадзора.
"Например, посетительница салона красоты, которая недовольна тем, как ей покрасили волосы, часто не знает, как зафиксировать факт нарушения ее прав. Общества потребителей могут оказать бесплатную юридическую помощь в такой ситуации, что в дальнейшем может существенно облегчить разбирательство", - рассказывает Григорий Решетов.
"Лично у нас, - делится опытом гендиректор Союза участников потребительского рынка Ольга Баранникова, - чаще всего люди все-таки жалуются на фальсификацию продовольственных товаров. Также у них бывают проблемы с возвратом или обменом некачественной продукции. Они просто не знают, как это делать".
Комментариев нет:
Отправить комментарий